Комплексная дидактическая цель: Овладение содержанием всех моделей должно обеспечить усвоение учащимися:
· знаний экономической и политической ситуации в СССР в 1920-1930-е гг; закономерности и особенности развития России в этот период, альтернативы общественного развития, суть процессов индустриализации и коллективизации, задачи внутренней и внешней политики советского правительства;
· развить умения: анализировать текст учебника, навыки исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы. Формировать хронологические и картографические умения, навыки индивидуальной и коллективной работы;
· формировать чувство гордости и уважения к заслугам и достижениям русского народа, чувства сопричастности к драматическим страницам истории России.
· М0 – Комплексная дидактическая цель
· М1 – Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к НЭПу.
· М2 – НЭП в Сибири.
· М3 – Образование Новониколаевской губернии.
· М4 – Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическое развитие СССР в 20-е гг.
· М5 - Социалистическая индустриализация.
· М6 - Индустриализация в Сибири.
· М7 - Развитие промышленности в Сибири 1930-1940гг.
· М8 - Коллективизация сельского хозяйства.
· М9 - Начало коллективизации в Сибири.
· М10 - Жестокие формы коллективизации в Сибири.
· М11 - Политическая система СССР в 30-е гг.
· М12 - Террор 30-х годов в Сибири.
· М13 - Духовная жизнь СССР в 20-е 30-е г.
Оборудование урока:
1. Учебник «История России XX – начала XXI века» под ред. Торкунова А. В. – М.: 2020.
Номер учебного элемента (УЭ) |
Учебный материал с указанием задания. |
Руководство по усвоению учебного материала. |
УЭ - 0 |
Интегрирующая цель:
В процессе работы над учебными элементами учащимся предстоит узнать:
· Причины и цели коллективизации, цели и планы советского правительства;
· Формы и методы, применяемые советским правительством при проведении коллективизации.
· Раскулачивание и реакция на него населения деревни;
· Размах процесса коллективизации по отношению к регионам страны;
· Итоги коллективизации и ее значение для развития страны;
В итоге работы предстоит уметь:
· Сопоставлять различные источники, анализировать их, делать выводы
· Находить альтернативные варианты достижения поставленных целей.
|
Тема урока записывается на доске, ее необходимо перенести в тетрадь. |
УЭ - 1 |
Индустриализация и коллективизация. Цель: выявление связи индустриализации и коллективизации.
Форма работы: дискуссия по домашнему заданию.
Вопросы:
1. Сущность и цели индустриализации.
2. Были ли у советского правительства иные варианты проведения индустриализации? |
Фиксация выводов в тетради в виде опорных тезисов. Оценка выполнения задания от 0 до 4 баллов. |
УЭ - 2 |
Раскулачивание.
Цель: показать трагедию раскулачивания.
Проанализируйте материал на с. 168-169 учебника. Обсудите вопросы: «Что значит «великий перелом», в каком смысле этот термин употреблялся в 1930-е гг.?
Что в реальности означал лозунг «Уничтожим кулака как класс»?
Что означает понятие «сплошная коллективизация»?
Контрольное задание: составьте схему основных этапов коллективизации.
|
Работа в парах. Оценка от 0 до 3 баллов, оценка за контрольное задание – от 0 до 7 баллов. |
УЭ - 3 |
Итоги коллективизации.
Цель: выявить последствия коллективизации.
Ознакомление учащихся с пунктом «Итоги коллективизации» на с. 169-170 учебника. Краткий рассказ учителя об итогах коллективизации, акцентирование внимание учащихся на последствиях голода.
Обсуждение вопросов:
2. Можно ли было избежать голода 1932-1933 гг?
3. Почему власти скрывали информацию о голоде?
4. К чему привела коллективизация? Была ли она так необходима?
После обсуждения составьте в тетради схему «Итоги коллективизации». |
Работа в микрогруппах. Оценивание итогового задания от 0 до 7 баллов. |
УЭ - 4 |
Сделать самостоятельный вывод о достижении поставленной в начале урока учебной цели. Для этого необходимо вернуться в начало модуля и сверить результаты с поставленной целью. |
|
УЭ - 5 |
Итоговый контроль. Цель: проверить успешность освоения темы. |
Прежде чем приступать к выполнению задания посмотри на уже полученные результаты и проанализируй допущенные ранее ошибки. |
УЭ - 6 |
Рефлексия.
1. Что было для тебя наиболее интересным при изучении темы?
2. Какие эмоции у тебя вызывает тема?
3. Что вызвало наибольшую трудность при выполнении заданий?
4. Помогали ли твои товарищи тебе при изучении темы? |
|
Итоговый контроль:
Кризис хлебозаготовок в СССР в 1927-1928 гг. был связан:
а) с товарным и финансовым кризисом;
б) с нежеланием крестьян продавать хлеб по низким ценам;
в) с неумелой организацией закупок хлеба у населения;
г) со всеми перечисленными факторами.
В 1932-1933 гг.:
а) местные органы власти по распоряжению центра продолжали изымать хлеб и не выпускали крестьян из зон бедствия;
б) крестьяне были переселены из голодающих в сравнительно благополучные районы;
в) за границей были закуплены и на правлены в голодающие районы хлеб и другие продукты.
Главная причина голода 1932-1933 гг:
а) неурожай;
б) насильственное изъятие хлеба у колхозов;
в) кулацкие диверсии.
В статье «Головокружение от успехов» Сталин:
а) обвинил в перегибах коллективизации коммунистов на местах;
б) признал вину ЦК и свою личную вину в насильственном вовлечении крестьян в колхозы;
в) объяснил насилие над крестьянами
происками мирового империализма.
Дополните предложения.
а) Массовое раскулачивание началось в ... году
б) 1932 г. был объявлен годом ...
в) Коллективные хозяйства к концу 1920-х гг. существовали в трёх формах:...
В таблице оценок в графе «Сумма баллов» проставь общее число баллов за все учебные элементы. Если ты набрал больше 20 баллов, то домашнее задание ты не получаешь, если меньше - повтори дома пройденный материал.
Таблица оценок
УЭ - 1 |
УЭ - 2 |
УЭ - 3 |
УЭ - 5 |
Итоговый контроль |
Сумма баллов |