Программа модульного курса "СССР в 1920-1930-е годы"
 

Гордейчик Екатерина Александровна

учитель истории МБОУ "Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"

город Новосибирск

Программа модульного курса "СССР в 1920-1930-е годы"

 

 

Комплексная дидактическая цель: Овладение содержанием всех моделей должно обеспечить усвоение учащимися:

·         знаний экономической и политической ситуации в СССР в 1920-1930-е гг; закономерности и особенности развития России в этот период, альтернативы общественного развития, суть процессов индустриализации и коллективизации, задачи внутренней и внешней политики советского правительства;

·         развить умения: анализировать текст учебника, навыки исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы. Формировать хронологические и картографические умения, навыки индивидуальной и коллективной работы;

·         формировать чувство гордости и уважения к заслугам и достижениям русского народа, чувства сопричастности к драматическим страницам истории России.

1.1 Структура модуля:

·       М0 – Комплексная дидактическая цель

·       М1 Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к НЭПу.

·       М2 НЭП в Сибири.

·       М3 Образование Новониколаевской губернии.

·       М4 Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическое развитие СССР в 20-е гг.

·       М5 - Социалистическая индустриализация.

·       М6 - Индустриализация в Сибири.

·       М7 - Развитие промышленности в Сибири 1930-1940гг.

·       М8 - Коллективизация сельского хозяйства.

·       М9 - Начало коллективизации в Сибири.

·       М10 - Жестокие формы коллективизации в Сибири.

·       М11 - Политическая система СССР в 30-е гг.

·       М12 - Террор 30-х годов в Сибири.

·       М13 - Духовная жизнь СССР в 20-е 30-е г.

1.2 Модульная разработка урока «Коллективизация сельского хозяйства».

Оборудование урока:

1.       Учебник «История России XX – начала XXI века» под ред. Торкунова А. В. – М.: 2020.

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием задания.

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ - 0

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами учащимся предстоит узнать:

·                   Причины и цели коллективизации, цели и планы советского правительства;

·                   Формы и методы, применяемые советским правительством при проведении коллективизации.

·                   Раскулачивание и реакция на него населения деревни;

·                   Размах процесса коллективизации по отношению к регионам страны;

·                   Итоги коллективизации и ее значение для развития страны;

В итоге работы предстоит уметь:

·                   Сопоставлять различные источники, анализировать их, делать выводы

·                   Находить альтернативные варианты достижения поставленных целей.

 

Тема урока записывается на доске, ее необходимо перенести в тетрадь.

УЭ - 1

Индустриализация и коллективизация. Цель: выявление связи индустриализации и коллективизации.

Форма работы: дискуссия по домашнему заданию.

Вопросы:

1.     Сущность и цели индустриализации.

2.     Были ли у советского правительства иные варианты проведения индустриализации?

Фиксация выводов в тетради в виде опорных тезисов. Оценка выполнения задания от 0 до 4 баллов.

УЭ - 2

Раскулачивание.

Цель: показать трагедию раскулачивания.

Проанализируйте материал на с. 168-169 учебника. Обсудите вопросы: «Что значит «великий перелом», в каком смысле этот термин употреблялся в 1930-е гг.?

Что в реальности означал лозунг «Уничтожим кулака как класс»?

Что означает понятие «сплошная коллективизация»?

Контрольное задание: составьте схему основных этапов коллективизации.

 

Работа в парах. Оценка от 0 до 3 баллов, оценка за контрольное задание – от 0 до 7 баллов.

УЭ - 3

Итоги коллективизации.

Цель: выявить последствия коллективизации.

Ознакомление учащихся с пунктом «Итоги коллективизации» на с. 169-170 учебника. Краткий рассказ учителя об итогах коллективизации, акцентирование внимание учащихся на последствиях голода.

Обсуждение вопросов:

2.            Можно ли было избежать голода 1932-1933 гг?

3.             Почему власти скрывали информацию о голоде?

4.            К чему привела коллективизация? Была ли она так необходима?

После обсуждения составьте в тетради схему «Итоги коллективизации».

Работа в микрогруппах. Оценивание итогового задания от 0 до 7 баллов.

УЭ - 4

Сделать самостоятельный вывод о достижении поставленной в начале урока учебной цели. Для этого необходимо вернуться в начало модуля и сверить результаты с поставленной целью.

 

УЭ - 5

Итоговый контроль. Цель: проверить успешность освоения темы.

Прежде чем приступать к выполнению задания посмотри на уже полученные результаты и проанализируй допущенные ранее ошибки.

УЭ - 6

Рефлексия.

1.               Что было для тебя наиболее интересным при изучении темы?

2.               Какие эмоции у тебя вызывает тема?

3.               Что вызвало наибольшую трудность при выполнении заданий?

4.               Помогали ли твои товарищи тебе при изучении темы?

 

 

Итоговый контроль:

Кризис хлебозаготовок в СССР в 1927-1928 гг. был связан:

а) с товарным и финансовым кризисом;

б) с нежеланием крестьян продавать хлеб по низким ценам;

в) с неумелой организацией закупок хлеба у населения;

г) со всеми перечисленными факторами.

В 1932-1933 гг.:

а) местные органы власти по распоряжению центра продолжали изымать хлеб и не выпускали крестьян из зон бедствия;

б) крестьяне были переселены из голодающих в сравнительно благополучные районы;

в) за границей были закуплены и на правлены в голодающие районы хлеб и другие продукты.

Главная причина голода 1932-1933 гг:

а) неурожай;

б) насильственное изъятие хлеба у колхозов;

в) кулацкие диверсии.

В статье «Головокружение от успехов» Сталин:

а) обвинил в перегибах коллективизации коммунистов на местах;

б) признал вину ЦК и свою личную вину в насильственном вовлечении крестьян в колхозы;

в) объяснил насилие над крестьянами
происками мирового империализма.

Дополните предложения.

а) Массовое раскулачивание началось в ... году

б) 1932 г. был объявлен годом ...

в) Коллективные хозяйства к концу 1920-х гг. существовали в трёх формах:...

В таблице оценок в графе «Сумма баллов» проставь общее число баллов за все учебные элементы. Если ты набрал больше 20 баллов, то домашнее задание ты не получаешь, если меньше - повтори дома пройденный материал.

Таблица оценок

УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 5

Итоговый контроль

Сумма баллов

 


 

 
Дата последнего обновления страницы 20.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»